Маленькие большие проблемы

Аватар пользователя Александр

"Выездная бригада" – что сразу представляешь себе при этом словосочетании? Врачей неотложной помощи, спасателей МЧС, сотрудников "силовых" ведомств – самые очевидные варианты. Но уже более года по Кузбассу "путешествует" совсем другая "выездная бригада", назовем ее так. В ее составе всего два человека – логопед и психолог. Их цель – помочь детям и их родителям из сел и деревень Кузбасса, которые не всегда имеют возможность обратиться за советом к квалифицированному специалисту. В очередную поездку, в село Черемичкино Топкинского района, вместе с бригадой отправились и корреспонденты "Газеты Кемерова".

География – весь север Кузбасса

Выезд из областного центра в Черемичкино – ранним утром. Ехать не слишком долго, не больше часа, но, как говорит педагог-дефектолог Мария Головина, с началом приема лучше не затягивать – до вечера необходимо осмотреть всех детей, записанных на прием, а потом еще и поговорить с родителями. Поговорить, как правило, есть о чем: проблемы с речью у детишек младшего школьного и дошкольного возрастов встречаются в сельской местности очень часто. Они, понятно, и у городской ребятни совсем нередки, но в городе логопед "под боком", больше возможностей для регулярного посещения и консультаций.

Мария Головина и ее коллега психолог Ольга Пенкина – опытные и известные в Кемерове практикующие специалисты с многолетним стажем. Но они находят время участвовать еще и в проектах общественной организации "Служба лечебной педагогики". Один из них – это как раз те самые выезды, инициатива совершенно частная, никакой выгоды для организаторов не несущая. Даже ездят логопед и психолог по деревням на личной машине Марии – никакого "спецтранспорта" у выездной бригады нет.

Но специалистов это вовсе не останавливает. По их словам, все неудобства выездной работы восполняется важностью самого дела.

"Мы стараемся определить общий уровень развития ребенка, его психологическое состояние. Естественно, что это очень важно для успешной учебы, взаимоотношения со сверстниками, учителями, родителями. Собственно, сама идея таких вот выездов возникла у нас после того, как мы начали оказывать помощь одной очень особенной девочке из поселка Чумай, это в Чебулинском районе. Там серьезные проблемы с речью, с развитием. Но подобных детей в селах Кузбасса совсем немало, и им также требуется помощь. Так что с конца 2013 года мы достаточно регулярно практикуем такие вот выездные приемы-консультации", – говорит Мария Головина.

Организуют вызовы так – в сельские образовательные учреждения рассылаются письма с предложением сотрудничества – и тут уж кто откликнется, кому "не все равно". Откликаются не все и не всегда, но все же за 2014 год состоялось более десятка поездок – Промышленновский район, Яйский, тот же Топкинский, сельская местность севера Кузбасса. В некоторых селах бригада побывала уже дважды – одного "захода" не хватило, нашлись еще родители и дети, которым необходима консультация. Скажем, в Черемичкино Мария и Ольга уже ездили в ноябре.

Мальчик-аутист и боязнь инвалидности

Схема работы "выездной бригады" проста – люди заранее записываются на прием, который обычно проходит в местной школе. Точнее, два отдельных приема – каждый из специалистов принимает "своих" детей, в присутствии родителей. Затем – консультация, советы и рекомендации. Плата за прием и консультацию – дело сугубо добровольное, кто сколько может. Не может ни сколько – ничего страшного.

"Деньги от родителей нам не нужны, без этого в данном случае можно обойтись. А вот без чего обойтись нельзя – так это без правильного отношения к проблемам своих детей. Родители, что в селе, что в городе, часто сами достаточно инфантильны. Считают, что если и есть какие-то дефекты у детишек, то "все само выправится". Или же рассуждают так – да, все понятно, но что делать? Заниматься с ребенком часто некогда – работа, хозяйство, еще что-то. Меж тем, нам за время поездок попадались очень серьезные случаи. Вроде мальчика-дошкольника в одном из сел – там вполне выраженный аутизм, нужно получать инвалидность, лечить. Но маму фактически невозможно было уговорить, хотя мы и порекомендовали ей хорошего специалиста. Это, к сожалению, довольно показательный случай", – рассказывает Мария Головина.

82 ученика – и все разные

Тем временем мы доезжаем до Черемичкина. Здание сельской школы поделено на две части – собственно школа и детский сад, в помещении которого и состоится прием. Коридоры садика пусты, да и в школе народа не особенно много. Это неудивительно – учится здесь всего 82 человека.

"Это включая и первоклашек, и самых старших учеников – школа у нас небольшая. Может, как раз поэтому мы и стремимся обратить внимания на каждого конкретного ученика, на его проблемы. Мало сказать, что они нам просто небезразличны – мы их воспринимаем так, как будто все это происходит в нашей собственной семье. То же касается и тех ребят, которые еще только собираются идти в нашу школу. Квалифицированный совет специалиста, будь то психолог или логопеды, никогда не будет лишним – так что мы с удовольствием, уже во второй раз, откликнулись на предложение "Службы лечебной педагогики". Более того – по нашему мнению, в школах такие специалисты должны работать на постоянной основе, нужно ввести штатные единицы. Или хотя бы пусть будет один специалист на несколько сельских школ. Такая необходимость назрела, я сама, как учитель русского языка и литературы, могу подтвердить – дети часто приходят в школу не достаточно развитыми, есть проблемы с речью, с психологическим состоянием. Учитель сам по себе тут не всегда справится – нужны совместные усилия, "подключения" специалистов и, конечно, родителей", – говорит заместитель директор школы по учебно-воспитательной работе Ольга Гульманова.

С мнением педагога согласны и многие родители – по крайней мере, те из них, кто привел своих детей на прием. Или даже привез – как Наталья, жительница соседнего села Пинигино. Ее дочь Настя уже в этом году пойдет в школу – вот мама и решила выяснить "все ли в порядке".

"У меня их двое – старший, сын, уже в шестом классе учится, в этой же школе. И Настя сюда же пойдет – у нас в Пинигине своей школы нет. Я стараюсь уделять им как можно больше внимания, и, конечно, все рекомендации, которые сегодня скажут, буду выполнять. Спорить тут нечего – все это нужно и важно".

"Собачка сильнее дедушки" и Руся-супермен

А Настя в этот момент уже увлеченно раскладывает цветные кубики, собирая из них картинку. Кубики, игрушки, книжки с картинками и прочие детские "разности" – вот "инструментарий" логопеда Марии Головиной. Только с помощью игры и попутного разговора можно "раскрыть" ребенка, настроить его на свою волну, понаблюдать за речью и поведением.

Анастасия оказывается "девушкой с характером" – букву "л" в слове "волк" выговаривает плохо, но начинает уверять, что этой буквы там и вовсе нет. И никогда не было. А также берется доказать, что самым сильным из персонажей сказки "Репка" является вовсе не дедушка и уж точно не какая-нибудь там мышка, а собачка, и она это точно знает.

Следующий "посетитель" логопеда, семилетний Кирюша, разговаривает не так охотно и, честно говоря, не так внятно, зато из его рассказа становится ясно – самым сильным и хорошим он считает старшего брата Русю, который учится сейчас в Кемерове. Как на грех, и в "Русе", и в "Кемерове" есть трудная буква "р", а с ней у Кирилла (и опять "р"!) пока проблемы. Да и не только с ней. Мария Головина дает советы, что нужно с этим делать, продавец сельского магазина Людмила, мама Кирюши, слушает.

"Родителям и детям нужно верить в себя"

Дальше по списку – четырехлетний Степан, которого привела на прием мама Елена. Корреспондентам "Газеты Кемерова" Степа без всякого стеснения признается в своей любви к черепашкам-ниндзя и даже пытается продемонстрировать пару приемов. С Еленой разговор получается посерьезнее.

"Я воспитываю Степу одна, папа от нас ушел. Это тут нормальное дело – у Степана где-то семеро друзей-сверстников, с которыми он постоянно общается, и среди них "действующий" отец есть только у одного. Сами понимаете, что в одиночку воспитывать ребенка непросто. Плюс работа – ее ведь никто не отменял. Но у меня еще ничего, я здесь работаю, в селе. А многие уезжают на работу в Топки, даже в Кемерово. В общем, времени остается не так много…"

Проблемы детей из неполных семей – все это очень актуально для ведущей "параллельный" прием психолога Ольги Пенкиной. И хотя психологические неурядицы могут возникнуть и по тысяче иных причин, но "безотцовщина" все же одна из самых "популярных".

"Такой ребенок часто испытывает постоянный стресс, становится погруженным в себя, невнимательным. Естественно, это сказывается и на успеваемости и на общении с людьми. Или же наоборот – у ребенка развивается ярко выраженное агрессивное поведение, он постоянно "самоутверждается", вымещает злость на других. Все эти "острые углы" я и пытаюсь сгладить. Причем, понятно, что проблема детей – это всегда и проблема родителей, их лишь в комплексе и надо рассматривать. В каждом конкретном случае решение проблемы индивидуальное, но есть и универсальное – родителю и ребенку нужно дать поверить в себя, объяснить, что выход есть из любой, самой запутанной, ситуации. К этому я стремлюсь при общении с нашими посетителями, в этом вижу свою главную задачу".

Заснеженные крыши Черемичкина

Начавшись в десятом часу утра, прием у специалистов завершается почти в пять вечера. За это время Мария и Ольга успевают принять полтора десятка человек, на каждого ребенка тратится как минимум полчаса, а то и гораздо больше. При этом работают психолог и логопед "до последнего посетителя". У Марии это очередной дошкольник с плохим произношением, а у Ольги – "сложная" семиклассница, чью маму местные педагоги, по словам завуча Марины Болдышевой, чуть ли не хором уговаривали прийти на прием. До этого маме было некогда – она "строила личную жизнь".

"К сожалению, ситуация это обычная. Точка зрения некоторых родителей – "учителя зря что ли деньги получают, пускай они наших детей и воспитывают". А учителя, пусть они даже очень болеют за дело, мало что могут сделать – не хватает специальных знаний и навыков. Результат – дети чахнут. И счастье, если найдется хотя бы один по-настоящему ответственный "пробивной" родитель, который действует в связке с руководством школы. Тогда, объединив усилия, можно "выбить" штатную единицу того же психолога или специального педагога-дефектолога. И не обязательно это должен быть человек со стороны – пусть свой же учитель, прошедший курсы. Главное – чтобы помощь, если она понадобится, была всегда рядом. Наши выезды будут продолжаться, но нас всего двое, всем и постоянно мы помочь не в состоянии", – говорит Мария Головина.

Прием окончен. Мария собирает игрушки и книжки в сумку, Ольга выходит из своего кабинета, шутливо отмахиваясь на вопрос об "эмоциональной выжатости" – "Да что вы, мне это наоборот в радость!". Мы садимся в машину, и очень скоро заснеженные крыши Черемичкина остаются позади. Там, в этом селе, как и везде, живут дети, проблемные и не очень. Родители этих детей сегодня получили советы. Что дальше – зависит уже от них. Время еще детское, не поздно что-то исправить.

Василий Королев
Фото: Анастасия Антонович
 
"Газета Кемерова"

Рейтинг статьи:: 
Голосов пока нет

comments powered by HyperComments