100 лет станции

Аватар пользователя Александр

Как Ворошилов расписался гвоздём на паровозе и другие легенды станции Топки.

В вековую летопись станции Топки, что на западе Сибири, вписаны встречи с известными людьми. Станцию построили в 1914 году в составе Кольчугинской железной дороги. А название она позаимствовала от близлежащего села, которое в свою очередь нарекли Топками из-за местных болот. Если же верить другой версии, над селом стоял дым из-за большого количества домов. Впрочем, станцию могли назвать и Соломино в честь другого близлежащего села. Но железнодорожники не без юмора решили, что пусть уж станция будет в дыму, чем в соломе.

Паровоз в те годы тянул пассажирский поезд Юрга – Кемерово со скоростью 12 км/ч, и люди наблюдали из окон странную картину: на пустыре рядом со строящимся вокзалом стоял вагончик с надписью «Топки», а рядом человек что-то варил в котле, зазывая народ: «Подходите, люди, на станционное блюдо! «Топки» называется и всех это касается! Едят его только горячим и со сдобным калачом. А состав прост как день – картошка, лук и жарень, морковка, капуста, в общем не густо!» «Моя прабабушка Вероника Ивановна Маслова работала при вокзале, построенном в 1916 году, и рассказывала, что это кулинарное чудо, названное в честь станции, было любимым у местных обитателей, – поведала местная жительница Наталья Смирнова. – А железнодорожники считали блюдо талисманом: без него машинисты в рейс не уходили».

Оценил вкус «Топок» и великий актёр МХАТа Василий Качалов, который в 1928 году гастролировал по Сибири. Об этом факте рассказал кемеровчанин Никита Малютин – двоюродный племянник местного железнодорожника Романа Уманца: «Дядька рассказывал отцу, что Качалов заплатил за две тарелки нехитрого станционного блюда целых 5 руб., тогда как красная цена топкинскому супу была в то время 20 коп. А уж когда наши машинисты прокатили Василия Ивановича на паровозе, артист устроил импровизированный концерт прямо на перроне».

Была в летописи станции ещё одна интересная страница, связанная со знаменитостями (в 1930-е, когда паровозное депо Топки было признано лучшим в СССР, здесь побывало немало советских и партийных деятелей). Приезжал сюда и нарком обороны Климент Ворошилов. Житель Топок Владимир Молотков рассказывал о том, как Ворошилов предложил одному из передовиков-машинистов состязание – кто быстрее заведёт паровоз и доедет от депо до вокзала. Победил нарком, работавший в своё время на паровозостроительном заводе в Луганске и знавший толк в технике, а проигравший железнодорожник от стыда даже хотел уволиться. Ворошилов на это то ли пошутил, то ли сказал всерьёз: «Молодец, что проиграл мне, соображаешь. Если бы выиграл, я бы пуще твоего расстроился, брат». Деповчане попросили гостя оставить на память автограф на паровозе. Климент Ефремович гвоздём нацарапал справа под корпусом машины свои инициалы. Подобный паровоз восемь лет назад в День железнодорожника установили на привокзальной площади.

В музее станции много экспонатов. Среди них «шарманка» – деревянный ящик, куда железнодорожники складывали в дорогу продукты или вещи. В топкинских «шарманках» провизия не портилась несколько дней. Секрет в том, что их обрабатывали раствором на настое сибирских трав.

Анатолий Болдырев, соб. корр. «Гудка» Кемерово

Рейтинг статьи:: 
Average: 3 (2 votes)
Метки: 

comments powered by HyperComments