Легенды Кузбасса: Топки

Аватар пользователя Александр

Узловая станция Топки была основана в 1914 г. в период строительства Кольчугинской железной дороги. В 1929 г. населённый пункт отнесен к категории рабочих поселков. В 1933 г. рабочий посёлок Топки стал городом районного подчинения, в 1963 г. получил статус города областного подчинения.

Будущий город возник на землях сельских общин деревень Соломино, Осиновая Грива, Малый Корчуган и села Тапкинского. В его городской черте существовали поселки Петровский, Черемшанка, заселок Егорьевский. Население 30,8 тыс. чел., 1,1% от общей численности населения области. Площадь территории - 51,7 км. Национальности в процентном соотношении по переписи населения на 12 января 1989 г.: русские - 92,7; немцы - 1,7; чуваши - 1,5; украинцы - 1,4; белорусы - 0,6; татары - 0,5; мордва - 0,5; другие национальности - 1,1. Основные отрасли промышленности: производство строительных материалов, машиностроение, металлообработка, пищевая промышленность.
Человек-легенда
Народная артистка Российской Федерации и знаменитая миледи СССР - Маргарита Терехова, известная всей стране по таким кинокартинам7_terekhova как: "д'Артаньян и три мушкетера", "Собака на сене", "Чайка" и многие другие, косвенно связана с топкинской землей: она является дочерью учителя физкультуры из села Лебеди, которое когда-то находилось на территории Топкинского района. Стоит отметить, что сама Маргарита Терехова никогда в Топках не жила.
8_roman-prygunov Молодой актер Роман Прыгунов, дебютировавший в фильме "Одинокие крови", получил свое имя в честь деда - Романа Уманец, который родом из города Топки. Предок актера организовал первую коммуну Кемеровской области - она называлась "Зародыш", а потом долгое время работал в Москве на посту заместителя министра по государственному снабжению.
Георгий Баранов - вот уж в самом деле творец кузнецкой легенды. Это скульптор, создавший памятник первооткрывателю Кузнецкого каменного угля Михайло Волкову. Родом Баранов из села Березово, что находится в Топкинском районе. Всю жизнь скульптор мечтал поставить памятник главному рудознатцу Кузбасса, и эта мечта воплотилась в реальность. Сегодня этот памятник - визитная карточка областного центра.9_volkov

Белочешский след
Во время гражданской войны в начале прошлого века на многих станциях транссибирской магистрали стояли интервенты. В районе Топок в 1919 году "застряли" чехи. 2 мая 1918-го Верховный совет Антанты принял решение использовать Чехословацкий корпус в качестве авангарда своих вооружённых сил против советской власти на Севере России и в Сибири. Эшелоны с 45 тысячами чехословацких легионеров растянулись по железной дороге протяженностью в 7 6_pamjatnik-vengram тыс. км от станции Ртищево Пензенской губернии до Владивостока. 25 мая 1918 началось координированное выступление частей корпуса против cоветской власти на всём пути следования. После этого, собственно, легионеры и получили название "белочехи". По сути же, белочехи стали заложниками ситуации: они не могли вернуться домой, но и оставаться здесь тоже не хотели. Их присутствие доставило немало хлопот и горя местным жителям. Так как станция Топки являлась крупным железнодорожным узлом, из Ленинска-Кузнецкого и из Кемерова сюда привозили арестованных "белыми" жителей региона. Например, через Топки везли пленных шахтёров, - участников кольчугинского восстания и их единомышленников, чтобы в последующем переправить их в тюрьмы. Составы с пленными могли стоять на станции по нескольку дней... Стоит отметить, что другой дороги из Топок не было, а поездка занимала довольно продолжительнее время. К примеру, до областного центра люди могли добираться по "железке" в течение двух дней, периодически останавливаясь по дороге, чтобы собрать дров для паровоза. По воспоминаниям старожилов, когда белочехам, державшим в страхе всю округу, ночью было нечего делать, они напивались в вокзальном ресторане, выходили на улицу, выводили нескольких пленных и расстреливали их в берёзовой роще, на месте которой, к слову, сейчас городской стадион. Чуть ли не каждое утро местные жители находили в роще убитых людей. Также рассказывают, что однажды в посёлок собака принесла в пасти человеческую руку... Сейчас в центре города стоит памятник-захоронение в честь погибших в гражданскую войну. По легенде, на этом месте захоронены двое шахтёров-венгров. Хотя никаких документов при погибших не оказалось, свидетели тех событий предположили по косвенным признакам, что погибшие были именно венграми, причём участниками кольчугинского восстания. Дескать, их арестовали и переправляли в тюрьму через Топки, но на станции пьяные белочехи расстреляли этих венгров в берёзовой роще, где и бросили. Местные жители похоронили останки погибших, а в 1924-м году местный печник Федосей Халявко изготовил памятник, который впоследствии установили на могиле. Стоит отметить, что белочехи расстреливали тогда многих пленных, но памятник поставили именно этим двум венграм. Почему? Возможно, топкинцам стало неловко: ведь они не поддержали кольчугинское восстание, говорят, по причине слабой организации и плохой связи с "центром".


Паровоз на случай ЧП
Согласно легенде, в топкинском локомотивном депо хранятся законсервированные старые паровозы, которые в случае ЧП или, не дай Бог, войны, когда на электростанции может произойти авария и железная дорога будет обесточена, выйдут на линию и заменят современные электровозы... Эта легенда подтвердилась частично. Как рассказал корреспонденту "МК" директор Локомотивно-ремонтного депо города Топки Александр Горчаков, действительно, на территории депо находится подвижной состав прошлого века: вагоны, локомотивы, паровозы, но все они в нерабочем состоянии. "У нас хранятся паровозы двух серий: "Р" и "Л",5_parovoz которые когда-то здесь на участках возили грузовые поезда, - рассказывает Александр Иванович. - Они использовались в довоенные и послевоенные годы, вплоть до 60-х годов. Также есть и старые тепловозы. Они приписаны к новосибирской станции "Сеятель", там музей железнодорожной техники, а стоят пока в Топках. Из них планируется сделать экспонаты. Мы следим только за сохранностью этого подвижного состава, плановой проверки узлов, ревизии мы не делаем. Однако эти паровозы проходят по второй группе секретности, то есть наше депо - абсолютно секретный стратегический объект. Правда, я не могу сказать, почему он секретный".

Срок службы этих паровозов давно истёк и, по сути, их нужно было порезать на металлолом, однако некоторое время назад начальство новосибирской дороги распорядилось, чтобы ни один из паровозов не был отправлен в утиль, из них сделают памятники и расставят по крупным железнодорожным станциям. "Мы отобрали паровозы, которые в более-менее нормальном техническом состоянии, чтобы сделать только кузовные работы, заварить трещины и покрасить, - продолжает Горчаков. - И вот года три-четыре мы уже ставим эти паровозы в качестве памятников. В прошлом году поставили такие "железнодорожные памятники" на станции Анжерской, в Таштаголе, Кемерове и в Новокузнецке. В Топках стоит паровоз из нашей партии серии "Л". В этом году планируется поставить такой же памятник на станции в Прокопьевске". Грузовые паровозы серии "Л" названы в честь конструктора Лебедянского, в топкинском депо на сегодня 24 таких локомотива. Их выпускали в 30-х годах прошлого столетия на заводе в Ворошиловграде. Плюс 17 паровозов серии "Р" - ещё более старая конструкция. Эти грузовые локомотивы могут работать не только на угле, но и на топочном мазуте или даже на дровах. "У любого подвижного состава срок службы не более 30-ти лет, в том числе и у паровозов. Но, в принципе, эти паровозы можно использовать в любых целях, можно и восстановить в качестве подвижной единицы, а не только в качестве памятника. Есть у нас один паровоз серии "Л", который мы восстановили и поставили на ход. Он в День железнодорожника курсирует от станции "Новосибирск - Главный" до станции Сеятель. Каждый год мы его ставим "на пары", им управляет новосибирская специально обученная бригада, у которой есть права машинистов паровозов. В нашем депо на сегодня нет таких паровозов, которые, к примеру, буквально завтра я могу поставить на ход, но в течение недели-двух можно восстановить и запустить, только есть ли в этом необходимость?" По словам Александра Горчакова, сегодня на сети железных дорог России нет ни одного депо, в котором бы применялась паровозная тяга, только тепловозная и электровозная. А старички-паровозы теперь стоят в отстойниках, вроде топкинского. А ведь когда-то и в Белове был свой паровозный парк, и в городе Тайга... И всё же легенду о том, что на случай ЧП у железнодорожников есть-таки паровозы "на ходу", директор депо подтвердил: "Те паровозы, которые стоят у нас на базе запаса, уже не годятся для этого, а паровозы, которые можно использовать для этой цели, находятся в другом месте. У нас в Кузбассе их три. Где эти места, разумеется, я сказать не могу".


Тапкой по топям

4_tapkojj-po-topjam В самом начале прошлого столетия на месте современного города Топки не было ничего, кроме ужасно глубоких болот, в которых, говорят, даже лошади тонули. И, вероятно, ничего бы там не было и сейчас. Какой резон строить дома, город на болоте?! Но причина всё же нашлась, причём серьёзная, - через эти места должна была пройти Транссибирская магистраль, участок Кольчугинской железной дороги, чтобы соединить центр России с угольными копями в северной части Кузбасса, которые в то время стали активно развиваться. Стране нужен был уголь... и, следовательно, железная дорога. Как только стало известно о стройке, из окрестных деревень - а их в Топкинском районе было немало - на строительство железной дороги начали приходить крестьяне, устраиваться на работу, поскольку заработок по тем временам был весьма неплохой.В 1914 году участок дороги и узловая железнодорожная станция были построены. Правда, станции, как таковой, не было - всего лишь один небольшой вагончик с железнодорожниками. И тут возник резонный вопрос: как назвать станцию? Согласно местной легенде, дело было так:

"Собрали всех строителей и стали совещаться, - рассказывает научный сотрудник топкинского исторического музея Людмила Филиппова. - Так как многие рабочие пришли на стройку из соседнего села Тапкинского, они внесли предложение назвать станцию в честь своего села. Однако земли, на которых строилась дорога, были соломинские (по названию крупной деревни Соломино), там жили зажиточные крестьяне. В общем, разгорелся на собрании спор - соломинские мужики говорят: "Надо станцию назвать Соломино!", тапкинские, разумеется, ратовали за свой вариант. Провели голосование. С перевесом всего в один голос некоего бригадира Жужкова было принято историческое решение". Стоит, правда, отметить, - в связи с тем, что в то время село Топки официально называлось Тапкинским, на вагончике рабочие написали "станция Тапка". Согласно легенде, в этих краях в начале прошлого века проживал народ, приехавший со всей России: ссыльные, беглые, и те, кто приехал сюда лучшей доли искать... Разумеется, название села Топки происходит от слова "топь" - болото, но, судя по всему, люди, которые здесь жили тогда, были не очень грамотные, вот и написали "А" вместо "О". По другой версии, в ошибке виноваты "акающие" переселенцы, ведь "аканье" характерно для южных говоров русского литературного и белорусского языка. Они, дескать, и написали так, как говорили. Когда досадную орфографическую ошибку исправили, неизвестно.

Как район вы назовёте...

Исторически так сложилось, что в Топкинском районе проживают люди, приехавшие чуть ли не со всех уголков нашей страны. Естественно, приезжие привносили в3_zhelezka-delit-gorod местный колорит что-то своё: свою культуру, свой говор, свои названия и обозначения. В результате появились довольно интересные географические обозначения населённых пунктов и местностей, большинство из которых, хоть и не нанесенных на карту, местные жители отлично знают. "В старейшем и некогда богатейшем селе Усть-Сосново, известном ещё с 1662 года, есть два легендарных района - Буфер и Крысиха, - рассказывает жительница села Марина. - Буфер - железнодорожный термин. Это железная тарелка, их по две с каждой стороны вагона, они смягчают удар при сцеплении вагонов. Другое значение слова "буфер" - то, что противостоит чему-то, защищает. Возможно, этот район в древние времена был защищён от нападений извне. Там же есть Дальняя и Ближняя засека, а засека - это тоже защита, заграждение из поваленных деревьев. С Крысихой всё намного понятнее и прозаичнее. Когда в село приехали переселенцы, то стали жить обособленно от местных, буквально - как крысы жили там в одиночестве. А ещё у нас есть поле Штаны, потому что с высоты птичьего полёта оно похоже именно на брюки, также есть поле под названием Маяк, есть Крокодилов лог..." Ещё есть районы с красивыми названиями "Российская сторона", "Кубань", где живут переселенцы с Кубани, а в одной из деревень район с неблагозвучным названием... Зажопино! Доподлинно неизвестно, отчего произошло такое обозначение, но, видимо, связано это, прежде всего, с географическим расположением района и, судя по всему, добраться туда довольно сложно. В самих Топках тоже имеются места с интересными наименованиями, к примеру, городской район Кукан. Существует две версии возникновения такого странного названия: по одной из них - куканом в древности называли местность, находящуюся на окраине. По другой - давным-давно жил в этом месте атаман, которого звали Кукан, в честь него, дескать, район и назвали. А сам город разделён железной дорогой на две части, которые местные жители называют "той" и "этой" сторонами. Причём название сторон меняется в зависимости от месторасположения говорящего. Просто и удобно: если вы на "этой" стороне, вам нужно на "ту" сторону, и наоборот, только это не просто обозначения, как может показаться на первый взгляд, Та Сторона и Эта Сторона - это что-то наподобие названий районов, вроде Рудничного или Ленинского в Кемерове.

Митинги на природе

Во многих городах в местных названиях, будь то памятное место или жилой район, встречается прилагательное "красный". Слово одно, а вот только истории, связанные с его происхождением, разные. Так и в Топках не обошлось без "красного"... "Есть у нас в Топках район с красивым названием "Красная Горка", - рассказывает старожил города. - Одно из самых высоких мест в нашем городе, примерно 300 метров над уровнем моря. Свое название этот район получил еще задолго до прихода советской власти. Оправдывает он свое название в первую очередь потому, что до начала массовых застроек здесь была необычайно красивая природа, а лес и поляна около него в те годы поражали обилием щавеля и ягод. Но названа-то горка "Красной" по большей части потому, что именно здесь собирались на митинги топкинские большевики. Ну, а после прихода советской власти на этой поляне стали проводить маевки". По словам коренной жительницы Топок, наверное, во многом благодаря этому в городе сложилась традиция справлять все праздники, будь они федерального или местного значения, не в черте города, как это обычно принято, а на природе. Очень долгое время местом народных гуляний была именно Красная Горка. "В майские праздники сюда стекалась масса народу со знаменами, здесь устанавливалась трибуна, с которой выступали партийные лидеры, - продолжает собеседница, - обязательно играл духовой оркестр и даже разыгрывались театральные пьесы. В майские праздники сюда ходили целыми семьями, люди пели частушки, танцевали. Насколько мне известно, топкинцы носили с собой на эти гуляния самовары, но не электрические, разумеется, а такие, в которых уголь еще сапогом раздували - и тут же пили горячий чай. Для всех, кто приходил на гуляния, накрывались столы, где каждый желающий мог отведать угощенья в честь праздника, причем совершенно бесплатно. А городской детворе наливали кисель и угощали свежей выпечкой. Во время празднеств здесь всегда устанавливались торговые палатки, продавали квас, морс, лимонад и сладости. Во время таких народных гуляний все жители города хотя бы на один день становились большой и дружной семьей". "Знаменита Красная Горка не только народными гуляниями и собраниями большевиков, но и тем, что во время Великой отечественной войны на эту гору приземлялись большие санитарные самолеты с красными крестами на крыльях, - продолжает рассказчица. - В топкинскую больницу эти самолеты доставляли раненых солдат". Сейчас район Красной Горки уже полностью застроен, поэтому митинги на природе и нетронутый лес остались лишь в памяти топкинцев...

Топкинский "небоскреб"

2_pervaja-v-gorode-9-jetazh В каждом городе есть районы со старыми деревянными сооружениями и более новые застройки, где возвышаются современные кирпичные или панельные многоэтажные дома, "за крыши которых цепляются облака"... Но эта история не про Топки. Можно исколесить весь город вдоль и поперек, но строений выше, чем в пять этажей вы не найдете, по крайней мере, пока...
А вот какую историю нам рассказал бывший житель Топок, пожелавший остаться неизвестным: "Примерно в середине прошлого столетия, когда по всему Советскому Союзу шли массовые застройки городов, в Топках тоже прогресс не стоял на месте, и в связи с развитием города здесь началась укладка хорошей асфальтированной широкой дороги и строительство новых пятиэтажных домов. Но ведь не зря же город называется Топки: почва здесь была не подарок: одни болота и непроходимая грязь кругом. Все это очень осложняло жизнь строителям. Ходят слухи, что нередко вся выполненная за день работа на следующее утро в буквальном смысле слова уходила под землю. Так бывало: забьют строители сваи для нового дома, а утром приходят - их словно и не было. Та же история происходила и с новой дорогой, которая за ночь местами проваливалась. Пожилые люди поговаривали, мол, земля сопротивляется, не хочет, чтоб ее свободу ограничивали, а строительство асфальтированной дороги будет мешать ей дышать. Были и те, кто грешил на шутки нечистой силы. На самом деле все гораздо прозаичнее. Место было настолько болотистым, что без укрепления почвы здесь ни в коем случае ничего нельзя было строить. Но даже со всеми подготовительными мероприятиями больше 5-ти этажей возводить дома строители не решались". Вся эта история на самом деле не вымысел, вот что рассказала корреспондентам "МК" научный сотрудник городского музея Людмила Филиппова: "Раньше были такие топи, что строить дома более 2-х этажей не решались, так как все действительно просто утопало в болотистой земле, - рассказывает она. - Но уже в 50-ые годы теперь прошлого века были разработаны новые технологии по укреплению почвы. И примерно в 1953 году началась большая стройка. Возводили дома, укладывали хорошие асфальтированные дороги, платформы под магистрали сначала бетонировались и только после этого закатывались асфальтом. К слову сказать, до этого момента кроме как по железнодорожным путям к городу подъехать было нельзя". А сравнительно недавно, примерно года три назад, в Топках приступили к строительству 9-этажного дома, который обещают сдать дом в эксплуатацию уже в этом году.

Ближе к звездам!

Житель топкинской деревни Усть-Сосново стал легендой Топкинского района, собрав вручную настоящий телескоп. Зовут мастера - Михаил Фёдорович Пьянов,1_teleskop живет он недалеко от города Топки в деревне Усть-Сосново (основана в 60-е годы XVII века. - Прим. ред.), никогда Михаил Фёдорович без дела не сидел, все время что-то делал, да и до сей поры постоянно чем-то занят. Телескоп, сделанный им, наделал в деревне много шума. В те годы многие бредили звездами, мальчишки мечтали стать космонавтами, а тут появилась возможность посмотреть на небесные светила не по телевизору, а прямо здесь, на соседней улочке. Он никогда никому не отказывал, всегда с радостью встречал гостей и рассказывал столько всего интересного и познавательного, что все слушали его, раскрыв рты. А деревенские учителя обращались к мастеру с просьбой провести для ребят уроки астрономии. Корреспонденты "МК" тоже решили навестить "космического" умельца. Михаил Фёдорович, несмотря на свои 82 года, бодр духом. Встретил он нас с радостью и подробнейшим образом рассказал о своем детище. "Я в юности очень интересовался космосом. Много читал про звезды, созвездия, любил смотреть на ночное небо, - рассказывает Михаил Фёдорович. - И как-то раз мне в руки попалась брошюрка, в которой рассказывалось о том, что телескоп можно сделать своими руками. Я стал читать книги на эту тему и в итоге нашел рекомендации и инструкции того, как надо изготовить телескоп-рефлектор - изображения небесных объектов создаются отражением световых лучей от главного вогнутого зеркала и вспомогательных выпуклых или плоских зеркал - потому как телескоп-рефрактор (изображения небесных объектов создаются преломлением световых лучей в линзовом объективе) сделать из подручных средств нельзя. Делал я все по инструкции, соблюдая каждую пропорцию и учитывая рекомендации. Ушло у меня на это примерно три зимы, потому что летом у деревенского жителя очень много работы. Жена меня, конечно, не понимала, говорила, что занимаюсь не тем, чем надо. Ну, а я считаю, что должно быть у каждого человека какое-то увлечение, вот я себе нашел! И чем больше я интересовался звездами, тем сильнее они меня затягивали". В процессе конструирования телескопа оказалось, что найти некоторые детали в родной деревне невозможно, вот и помогали Михаилу Пьянову односельчане. По счастливой случайности соседский сын работал в новосибирском Академгородке. Он помог Михаилу Фёдоровичу покрыть зеркала для телескопа серебром. В самодельный телескоп прекрасно видна поверхность Луны и кольца Сатурна. По словам Михаила Фёдоровича, наблюдать за небесными телами лучше всего после заката солнца, потому что именно в вечерние часы звезды становятся ближе...

Рейтинг статьи:: 
Голосов пока нет

comments powered by HyperComments